Как помочь
первокласснику?
(К
родительскому собранию)
Что делать, если первоклассник рассеянный? Рассеянность,
невнимательность первоклассников часто беспокоит родителей. «Делая уроки,
думает о чём-то постороннем…», «отвлекается…», «допускает из-за
невнимательности нелепые ошибки…» - вот самые типичные из нескончаемых
родительских жалоб. Очевидно, одними упрёками и наказаниями делу не поможешь.
Как помочь? Попробуем сперва разобраться в причинах рассеянности.
Психологи различают внимание
и внимательность . Внимание -
направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте. Внимательность- сложившееся
качество личности. Рассеянный , как и все другие люди, способен « обратить
внимание» или « направить внимание». Однако он часто не может сосредоточиться:
ему не хватает внимательности.
Это, понятно, не лучшим образом сказывается на результатах его деятельности.
Рассеянность может быть обусловлена болезнью, нарушениями
деятельности мозга. Однако сегодня мы говорим о здоровых детях, но и среди них
много рассеянных. Почему?
Как правило, посторонние раздражения и желания, чрезмерное
утомление, отсутствие интереса к делу и являются основными причинами
рассеянности. Всё это на первых порах -
временные состояния личности. Но постепенно из этих временных состояний складывается
стиль учебной работы, стиль поведения.
Итак, первая наша задача - не допускать перегрузки,
утомления, работы из-под палки. Нужно сделать, так чтобы в учении больше было
увлечения и меньше принуждения.
Систематическое приучение детей быть устойчиво внимательными,
побуждение их к борьбе против отвлечений от учебной работы - трудная задача.
Родителям, понятно, хочется видеть своего ребёнка внимательным.
И они принимаются убеждать маленького школьника, как важно быть внимательным в
классе, как это облегчает учебную работу, улучшает запоминание. Такой разговор,
и не один, может быть, необходим, особенно если он ведется с фактами в руках
(взятыми из жизни вашего школьника), но, к сожалению, часто дело этим не
ограничивается. И, естественно, эффект невелик, ибо нужны тут не только
примеры, но и упражнения.
Так, можно проводить игру в вопросы и ответы по типу «фантов»
со всеми известными запретами : «да» и «нет», не говорите, белого и черного не
берите». По ходу игры ребёнку задают ряд вопросов. Вопросы могут быть
следующего типа : «Хочешь ли ты ходить в школу?», «Какого цвета парта?», «Бывал
ли ты в деревне?», «Какого цвета бывает трава?», «Бывал ли ты в больнице?»,
«Видел ли ты доктора?», «Какого цвета у него халат?» и т.п. Ребёнок должен
отвечать как можно быстрее и при этом выполнять инструкцию: не называть
запрещённых цветов; не называть дважды один и тот же цвет. Игра строится так,
что она по силам первокласснику, но для успеха требуется постоянное напряжение
внимания.
Если ребёнок поначалу не справляется с этими задачами,
взрослый предлагает ему в помощь набор цветных карточек. Карточки
«запрещенного» цвета ребёнок для памяти может положить перед глазами.
Если первоклассник невнимателен при чтении и письме, можно
провести ряд специальных упражнений. Например, предложить ребёнку небольшой
отрывок текста и попросить вычеркнуть в нем все буквы «А» и «Л» (или любые
другие буквы). А потом вместе с ним проверить, сколько допущено ошибок.
Можно специально составить текст из 13-14 предложений. В
каждое предложение вы вносите по 1-2 ошибки следующего типа: повторение слов,
букв; пропуски букв, слов; подмена слов, букв; несогласование слов. Школьнику
надо проверить текст, найти и исправить в нем ошибки. Проверку можно проводить
тремя различными способами: самостоятельно и про себя; читая вслух и отчеркивая
слоги вертикальными черточками; проверяя текст по правильному образцу.
При этом предлагаются следующие этапы проверки: найти ошибки
в каждом слове; найти ошибки в согласовании слов; прочесть все предложения
вслух.
Если ребёнок не может самостоятельно разделить слова на слоги
вертикальными черточками, сделайте это вместе с ним. Научите первоклассника,
используя непрозрачную линейку, открывать слово постепенно, по слогам, не
забегая вперед. Ошибки потому и возникают, что ученик забегает вперед и узнает
слово, не «спотыкаясь» на ошибке.
Стоит обязательно постараться, чтобы ребята воспринимали их
как интересные игры, а не как дополнительную учебную « обязаловку ».
И, добавим, есть ещё одно, почти универсальное средство
против рассеянности. Это - любознательность.
Главная задача здесь - побуждать детей замечать и наблюдать всё значительное и
ценное из того, что происходит вокруг. Важно возбудить в уме ребёнка вопросы:
«Что это такое?», «Что это значит?», «Почему так происходит?»- и научить его самостоятельно
находить ответы.
Занятия по развитию внимания надо сделать систематическими, а
каждый успех ребёнка - отмечать.
Игры, развивающие внимание школьников, можно найти в книге Е.
Гельфана и С. Шмакова «От игры к самовоспитанию», в книге Ф. Гоноболина
«Внимание и воспитание».
|