САЙТ-ПОРТФОЛИО учителя начальных классов

Категории раздела
Мои файлы [2]
Открытые уроки [2]
В помощь классному руководителю [4]
Рабочий инструментарий классного руководителя
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 38
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » В помощь классному руководителю

Как помочь первокласснику?
01.03.2011, 21:17

Как помочь первокласснику?

(К родительскому собранию)

Что делать, если первоклассник рассеянный? Рассеянность, невнимательность первоклассников часто беспокоит родителей. «Делая уроки, думает о чём-то постороннем…», «отвлекается…», «допускает из-за невнимательности нелепые ошибки…» - вот самые типичные из нескончаемых родительских жалоб. Очевидно, одними упрёками и наказаниями делу не поможешь. Как помочь? Попробуем сперва разобраться в причинах рассеянности.

Психологи различают внимание и внимательность . Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на объекте. Внимательность- сложившееся качество личности. Рассеянный , как и все другие люди, способен « обратить внимание» или « направить внимание». Однако он часто не может сосредоточиться: ему не хватает внимательности. Это, понятно, не лучшим образом сказывается на результатах его деятельности.

Рассеянность может быть обусловлена болезнью, нарушениями деятельности мозга. Однако сегодня мы говорим о здоровых детях, но и среди них много рассеянных. Почему?

Как правило, посторонние раздражения и желания, чрезмерное утомление, отсутствие интереса к делу и являются основными причинами рассеянности.  Всё это на первых порах - временные состояния личности. Но постепенно из этих временных состояний складывается стиль учебной работы, стиль поведения.

Итак, первая наша задача - не допускать перегрузки, утомления, работы из-под палки. Нужно сделать, так чтобы в учении больше было увлечения и меньше принуждения.

Систематическое приучение детей быть устойчиво внимательными, побуждение их к борьбе против отвлечений от учебной работы - трудная задача.

Родителям, понятно, хочется видеть своего ребёнка внимательным. И они принимаются убеждать маленького школьника, как важно быть внимательным в классе, как это облегчает учебную работу, улучшает запоминание. Такой разговор, и не один, может быть, необходим, особенно если он ведется с фактами в руках (взятыми из жизни вашего школьника), но, к сожалению, часто дело этим не ограничивается. И, естественно, эффект невелик, ибо нужны тут не только примеры, но и упражнения.

Так, можно проводить игру в вопросы и ответы по типу «фантов» со всеми известными запретами : «да» и «нет», не говорите, белого и черного не берите». По ходу игры ребёнку задают ряд вопросов. Вопросы могут быть следующего типа : «Хочешь ли ты ходить в школу?», «Какого цвета парта?», «Бывал ли ты в деревне?», «Какого цвета бывает трава?», «Бывал ли ты в больнице?», «Видел ли ты доктора?», «Какого цвета у него халат?» и т.п. Ребёнок должен отвечать как можно быстрее и при этом выполнять инструкцию: не называть запрещённых цветов; не называть дважды один и тот же цвет. Игра строится так, что она по силам первокласснику, но для успеха требуется постоянное напряжение внимания.

Если ребёнок поначалу не справляется с этими задачами, взрослый предлагает ему в помощь набор цветных карточек. Карточки «запрещенного» цвета ребёнок для памяти может положить перед глазами.

Если первоклассник невнимателен при чтении и письме, можно провести ряд специальных упражнений. Например, предложить ребёнку небольшой отрывок текста и попросить вычеркнуть в нем все буквы «А» и «Л» (или любые другие буквы). А потом вместе с ним проверить, сколько допущено ошибок.

Можно специально составить текст из 13-14 предложений. В каждое предложение вы вносите по 1-2 ошибки следующего типа: повторение слов, букв; пропуски букв, слов; подмена слов, букв; несогласование слов. Школьнику надо проверить текст, найти и исправить в нем ошибки. Проверку можно проводить тремя различными способами: самостоятельно и про себя; читая вслух и отчеркивая слоги вертикальными черточками; проверяя текст по правильному образцу.

При этом предлагаются следующие этапы проверки: найти ошибки в каждом слове; найти ошибки в согласовании слов; прочесть все предложения вслух.

Если ребёнок не может самостоятельно разделить слова на слоги вертикальными черточками, сделайте это вместе с ним. Научите первоклассника, используя непрозрачную линейку, открывать слово постепенно, по слогам, не забегая вперед. Ошибки потому и возникают, что ученик забегает вперед и узнает слово, не «спотыкаясь» на ошибке.

Стоит обязательно постараться, чтобы ребята воспринимали их как интересные игры, а не как дополнительную учебную « обязаловку ».

И, добавим, есть ещё одно, почти универсальное средство против рассеянности. Это - любознательность. Главная задача здесь - побуждать детей замечать и наблюдать всё значительное и ценное из того, что происходит вокруг. Важно возбудить в уме ребёнка вопросы: «Что это такое?», «Что это значит?», «Почему так происходит?»- и научить его самостоятельно находить ответы.

Занятия по развитию внимания надо сделать систематическими, а каждый успех ребёнка - отмечать.

Игры, развивающие внимание школьников, можно найти в книге Е. Гельфана и С. Шмакова «От игры к самовоспитанию», в книге Ф. Гоноболина «Внимание и воспитание».  

Категория: В помощь классному руководителю | Добавил: pinyaevanat
Просмотров: 5441 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: