Русский язык. 3 класс. Мягкий знак. - Открытые уроки - Каталог файлов - Пиняева Наталия Алексеевна

САЙТ-ПОРТФОЛИО учителя начальных классов

Категории раздела
Мои файлы [2]
Открытые уроки [2]
В помощь классному руководителю [4]
Рабочий инструментарий классного руководителя
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 35
Статистика

Онлайн всего: 0
Гостей: 0
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Открытые уроки

Русский язык. 3 класс. Мягкий знак.
[ Скачать с сервера (82.5Kb) ] 30.10.2010, 17:38
План-конспект урока

Тема: Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих.

Цель: Выявление третьей грамматической функции мягкого знака.

Оборудование: Сигнальные круги, словарики (синонимы и антонимы), динамическая, сюжетная картина «На рыбалке», слова-карточки, карточки с 3-мя функциями мягкого знака (Ь), словарное слово «товарищ», опорная схема по теме, предметные картинки, магниты, плакат с набором слов с шипящими на конце, плакат по теме.

Ход урока
1. Актуализация знаний о двух функциях мягкого знака (Ь) .
Разберемся на этом уроке, когда же на конце существительных мягкий знак ( Ь) пишется, а когда нет.
На доске:
Эпиграф: Просит знаний настоящих мягкий знак (Ь) после шипящих.
Ситуация успеха.
1) Ч Щи А Ж Кш Жи- Ши Ча- Ща Чу- Щу
Борщ кирпич багаж мелочь ковш
По траве бежит колючий еж.
• Какая буква лишняя? Почему?
• Назовите звуки, обозначаемые остальными буквами ч, щ, ж, ш
• Что общего у этих звуков? Что их объединяет?
• На какие две группы их можно разделить?
• Назовите из них только те звуки, которые всегда мягкие.
• Назовите из них только те звуки, которые всегда твердые.
• Какие сочетания с этими шипящими мы знаем с первого класса?
• Напишите первую строчку.
2) Вторая строчка. Какое слово кажется лишним? ( мелочь- ж.р.)
Почему? Определите род этих существительных.
3) Третья строчка:
• Вставим пропущенные буквы.
• Найдем главные члены. Назовите словосочетания со второстепенными членами.
• Какое слово оканчивается на шипящий? (ёж). Какого рода?
2. Словарная работа. (5 мин)
• Новое словарное слово с шипящей на конце.
• Прочтите строчки из знакомой вам басни.
Когда в [товарищах] согласья нет, на лад их дело не пойдет.
Из какой басни? Автор? (Крылов, «Лебедь, щука и рак»)
• Назовите пропущенное слово. Спишите эти строчки.
Товарищ-
Произнесите четко, так, как пишется, по слогам то-ва-рищ.
• Сколько букв в этом слове?
• Сколько звуков?
• Разделите для переноса.
• Запишите.
• Какой частью речи является это слово?
• Какого рода это существительное? Определите.
• Придумайте словосочетание со словом товарищ, с именами прилагательными (какой товарищ?)
• А как вы понимаете значение этого слова? Назовите синонимы.
• Откройте словари. Найдите существительное друг и синонимы к нему.
• А какие пословицы вы знаете со словом товарищ?
(«Сам погибай, а товарища выручай».
«Умный товарищ-половина пути».
«Умный себя винит, а глупый - своего товарища».
«Хороший товарищ - отрада для души».)
3. Ключевое задание. Ситуация разрыва.
Экспресс-опрос (6 мин)
Прочитаем: семья, лошадь, тетрадь, ночь.
Запишите числа: 1 2 3 4 5 6
• Ставим под ними «+» - да или «-» - нет
• Слушайте вопросы (6).
1) Все эти слова - имена существительные.
2) Во всех словах мягкий знак (Ь) выполняет одну и ту же работу.
3) Все эти существительные – женского рода.
4) В первом слове (семья) мягкий знак (Ь) служит для разделения звуков [М] и [Й].
5) В словах тетрадь и лошадь мягкий знак (Ь) -показатель мягкости предыдущего согласного.
6) В слове ночь - мягкий знак (Ь)- тоже служит для обозначения мягкости согласного.
Фиксация противоречия:
• Поставьте себе оценку карандашом.
-В каком вопросе затруднялись? (6-ом-ночь),
-Что мы знаем про звук « Ч»? (всегда мягкий)
-А для чего же тогда здесь поставили мягкий знак (Ь)?
-Он разделяет? (нет). Обозначает мягкость согласного? (нет). Тогда почему?
4.Постановка учебной задачи.
• Посмотрите на эти слова. Ночь, ёж, мышь, ёрш, камыш, лещ, помощь.
• К какой части речи относятся все эти слова? (к имени существительному)
• Что общего в их произношении? (окончание на шипящий звук)
• Что еще заметили в написании? (у одних мягкий знак (Ь) есть, а у других нет)
• Вспомни о работах мягкого знака (Ь). Для чего он служит?
Конь - показатель мягкости
Вьюга - разделитель
Ночь - ? (нет)
• Для чего здесь мягкий знак (Ь)? Обозначает мягкость? (нет)
• Разделяет? (нет). В чем же дело?
Нахождение способа действия
• Оказывается, наш мягкий знак (Ь) выполняет какую-то третью работу. А какую?
• Давайте распределим эти слова на два столбца, по родам.
• Прочтем слова из 1-го столбца.
• Прочтем слова из 2-го столбца.
Мужской род       Женский род
Ёж                     мышь
Камыш               рожь
Ёрш                    ночь
Лещ                   помощь
Формулировка правила. Итоговая модель
• Что же у нас получилось? (В первом столбце - без мягкого знака (Ь); во втором - с мягким знаком)
• Правильно. Оказывается, в грамматике есть такой закон: у существительных ж. р. после шипящих на конце слов писать мягкий знак (Ь), а у существительных м. р. – не писать.
• Мы с вами составили такое правило
• Выяснили с вами, какую 3-ю работу выполняет мягкий знак (Ь).
• Встретится нам слово - сущ-ое с шипящим на конце- узнаем род и, если существительное ж.р. – на конце пишем мягкий знак (Ь); м.р.- не будем писать.
5. Закрепление.
1) А теперь сравним наше правило и правило в учебнике. (стр.170-171). Используя наше правило, будем выполнять упражнения и задания.
2) Упр. 450; в тетрадях- таблица.
6. Физкультминутка.
1) Упр;
2) «Светофор»
3) «Мячики»
4) «Рыбка»
7. Работа по группам.
1) Распределим по столбикам.
Мяч- Его пинают, а он не плачет/ Его бросают - назад скачет.
Моржи - морж
Лещ
Ёрш - Мастер шубу себе сшил/А иглу вынуть забыл.
Уж - Это кто там лентой черной/К ручейку скользит проворно? Сквозь кусты пробрался ловко. А на маленькой головке (все об этом знать должны) пятна желтые видны.
Ландыш - Белые горошки на зеленой ножке
Карандаш- Умный Ивашка всю жизнь в одной рубашке. По белому полю пройдет, каждый след его поймет.
Желчь - (рисунок- желчный гриб ).
Стриж - летает быстрее из всех наших птиц (108 км/ч).
Камыш - высокое болотное растение.
Шалаш - домик, сделанный из веток и соломы.
Нож - ходит вдоль каравая, хлеб разрезая.
Ковш - утка в море, хвост на заборе.
Печь - зимой дрова ест, а летом спит.
2) Прочтите слова 1-го столбца м.р.; 2-ой столбец ж .р. -с мягким знаком (Ь).
На что указывает мягкий знак (Ь) на конце существительных после шипящих? Вывод: На то, что это существительное ж.р. (с мягким знаком (Ь)).
8. Развитие речи. Домашнее задание.
1) Ребята, кто из вас был когда-нибудь на рыбалке или просто на озере? Послушайте небольшой рассказ об этом. Во время моего чтения постарайтесь сосчитать и запомнить слова с шипящими на конце.
На рыбной ловле.
Дорога шла через рожь. Вот пробежала мышь. В роще послышался плач - это сыч затянул песню. Вот и озеро. Наступило утро, и ловля началась. Кругом стояла тишь. Камыш шептался с водой. Скоро мне попался ёрш, а у брата на леске бился лещ. Наступила ночь. Мы сделали шалаш. Утром только блеснул луч солнца, мы были на ногах.
Луч, плач, тишь - определите род.
2) Отправимся мысленно на летнее озеро, где рыбачат вот эти два мальчика (Артем и Коля). Будем использовать слова с шипящими на конце. (Работа по динамической картине).
Вопросы :
• Куда отправились Коля и Артем рано утром?
• Через что сначала вела дорога? (лесную глушь).
• Кто быстрее пролетел над головой? (стриж).
• Кто пробежал мимо? (ёж).
• Через что дальше повела тропинка? (рожь).
• Кого мальчики увидели во ржи? (мышь).
• Куда мы пришли? (на озеро).
• Какой лещ попался на удочку Артему?
• Кто подбежал на помощь? (товарищ).
Домашнее задание: Напишите рассказ о том, как вы ходили на рыбалку, о своих впечатлениях. Кто не ходил - выдумайте, как мы сейчас. Используйте в предложениях слова с шипящими на конце обязательно.
9. Упр.451
10. Итог. Оценки.
Дополнительные задания:
В оставшееся время:
1) словарики: синонимы.
Доктор……(врач, лекарь)
Груз……(багаж, поклажа)
Родник…….(ключ, источник
2) Антонимы: правда -……..(ложь
3) Пословицы к словарному слову (то, что находят дети)
=Сытый голодному не товарищ.
=Пеший конному не товарищ.
=Волк коню не товарищ.
=Горшок котлу не товарищ.
=Гусь свинье не товарищ.
Категория: Открытые уроки | Добавил: pinyaevanat
Просмотров: 5981 | Загрузок: 355 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *: